04:29 

Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
За чтением Спинозы очень, оказывается, соскучиваешься по Платону)
Очень легко идёт "Менон" после этого всего.
И, главное, светло от него)
"А вот за то, что мы, когда стремимся искать неведомое нам, становимся лучше и мужественее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать, - за это я готов воевать, насколько это в моих силах, и словом, и делом" (с).

Не то чтобы Спиноза не светлый. Он очень добрый, искренний, ищущий.
Но, как мне представляется, он сам себя загоняет в ловушку, из которой заведомо нет видимого для него выхода.
*Это сейчас предельно субъективно и от человека, который пока не читал последнюю главу*.
Ммм... таки не будем забегать вперёд))

3 глава читается намного проще первых двух, но она про аффекты и их классификацию (очень подробную и чёткую).
Аффекты ты шустренько у себя находишь и впадаешь в депрессию))
Ок, не впадаешь в депрессию - пишешь пару не самых весёлых постов, но тебе становится жутковато. Потому что, как многократно повторяет автор, аффект нельзя перестать испытывать, его нельзя контролировать. Единственное, что мы можем сделать, - познать его (про это единственное Спиноза молчит вплоть до двух последних теорем (а их порядка 60!), и ну как бы!..)
Что, мне кажется, важно: это самое понимание достигается не самоконтролем, но осознанной работой над собой.
Т.е. можно делать вид, что ты в состоянии что-то контролировать; можно поместить себя в футляр и вообще ничего не чувствовать; но речь всё-таки о другом. Она о перестройке себя посредством любви. Не о том, что я запрещаю чувствовать себе то, то и то, но о том, что всё позволено, коль скоро разумно (и разум здесь - высшее проявление любви).

"Таким образом, те, которые уверены, что они говорят, молчат или что бы то ни было делают по свободному решению души, бредят наяву" (с).
"Вещи, которые являются косвенными причинами надежды или страха, называются хорошими или дурными приметами" (с).
"Отсюда происходит, что, когда мы сравниваем одних с другими, мы различаем их по одному только различию аффектов и называем одних бесстрашными, других трусами, третьих, наконец, ещё как-либо" (с).
"Ибо родители обыкновенно побуждают детей к добродетели, возбуждая в них честолюбие и зависть" (с).
Из этого мрака под конец пробивается свет:
"Под мужеством я разумею то желание, в силу которого кто-либо стремится сохранять своё существование по одному только предписанию разума. Под великодушием же я разумею то желание, в силу которого кто-либо стремится помогать другим людям и привязывать их к себе дружбой по одному только предписанию разума" (с).

И вот 4 глава должна бы быть светлее (наверное; по логике). Но нет))
Наш преподаватель называет её "сошествием во ад", и я с ним в этом солидарна.
С первых же фраз Спиноза отрицает существование объективного добра и зла. Это очень мне не близко, но дело личное.
Но из этого личного дела вытекает неличный пессимизм. Бессмысленно всё как-то ибо) И ибо даже людей разумных, которые не раз и не два возникают в главе в качестве некоего идеала, в действительности не существует.

"Под целью, ради которой мы что-либо делаем, я разумею влечение" (с).
"Сила, с которой человек пребывает в своём существовании, ограничена, и её бесконечно превосходит могущество внешних причин" (с). Т.е., в частности, аффекты, которые повсюду. Эх)
"Основание добродетели составляет стремление сохранять собственное существование" (с). - Вот с этим нужно разбираться, это совсем не понятно.
"Поэтому для человека нет ничего полезнее человека" (с).
"Поскольку человек определяется к какому-либо действию вследствие того, что он имеет идеи неадекватные, про него нельзя сказать безусловно, что он действует вследствие добродетели; последнее возможно лишь постольку, поскольку он определяется вследствие того, что познаёт" (с).
"Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе" (с).
"Душа, поскольку она рассуждает, может представлять хорошим для себя только то, что ведёт к познанию" (с). Круто!
"Я не вижу никакого основания полагать, что тело умирает только тогда, когда обращается в труп. Самый опут, как кажется, учит совершенно другому" (с). - Это просто очень интересно. Над этим думать!
"Весёлость не может быть чрезмерной, но всегда хороша, и наоборот, меланхолия всегда дурна" (с).
"Уверенность, отчаяние, радость и подавленность составляют признаки духа бессильного" (с). - Вот так вот.
"Боль называется хорошей, поскольку она показывает, что повреждённая часть ещё не загнила" (с).
"Люди суеверные, умеющие больше порицать пороки, чем учить добродетелям, и старающиеся не руководить людей разумом, но сдерживать их страхом таким образом, чтобы они скорее избегали зла, чем любили добродетель, стремятся лишь к тому, чтобы и другие были так же жалки, как они сами. Поэтому неудивительно, что они большей частью бывают тягостны и ненавистны людям" (с).
"Иными словами, человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствуием духа, как и сражение" (с).
"Человек, твёрдый духом, никого не ненавидит, ни на кого не гневается, ни на кого не негодует, никого не презирает и всего менее бывает объят самомнением" (с).
Да, да. Важно только понимать, что речь здесь вовсе не о равнодушии: "Однако мы будем равнодушно переносить всё, что выпадает на нашу долю, вопреки требованиям нашей пользы, если сознаем, что мы исполнили свой долг, что наша способсность не простирается до того, чтобы мы могли избегнуть этого, и что мы составляем часть целой природы, порядку которой и следуем" (с).

Вот. А вообще Спиноза хороший. И очень незаурядный. И про любовь) *И, надеюсь, в 5 главе позволит хоть немного выдохнуть)*
Но за свежим воздухом всё-таки к Платону)

@темы: чужими словами, кружок по плетению мыслей, книжный червь, в зеркале моих восприятий

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Упражнения в прекрасном.

главная