03:32 

Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
Пытаюсь читать "Феноменологию духа" - и чувствую себя весьма специфично :) Но часто и восторженно.
Прекраснейшая она.
"Общее мнение не столько понимает различие философских систем как прогрессирующее развитие истины, сколько усматривает в различии только противоречие.
Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; очно так же при повлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" (с).

"Ибо суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось ещё в действительность; а голый результат еть труп, оставивший позади себя тенденцию" (с).

"Самое лёгкое - обсуждать то, в чём есть содержательность и основательность, труднее - его постичь самое трудное - то, что объединяет и то и другое, - воспроизвести его" (с).

"Если явление такого требования понять в его более общей связи и видеть его на той ступени, на которой ныне стоит обладающий самосознанием дух, то оказывается, что он поднялся над субстанциональной жизнью, которую он прежде вёл в стихии мысли, - над этой непосредственностью своей веры, над удовлетовренностью и уверенностью, вытекающей из достоверности, которой обладало сознание относительно его примирения с сущностью и её общим, внутренним и внешним, наличием. Он не только вышел за пределы всего этого и перешёл в другую крайность - к своей рефлексии в самое себя, лишённой субстанциональности, но и вышел за пределы этой же рефлексии. Для него не просто потеряна его существенная жизнь; он, кроме того, сознаёт эту потерю и бренность, которая составляет его содержание. Отворачиваясь от грзного осадка, признавая, что он "лежит во зле", и порицая это, он требет теперь от философии не столько знания того, что есть он, сколько лишь - восстановления с её помощью названной субстанциональности и основательности бытия. Для этой надобности философия, следовательно, должна-де не столько разомкнуть замкнутость субстанции и поднять её до самосознания, не столько вернуть хаотическое сознание к мысленному порядку и простоте понятия, сколько, наоборот, свалить в кучу то, что разделено мыслью.ю заглушить понятие, устанавливающее различия, и восстановить чувство сущности, дать не столько уразумение сколько назидание. Прекрасное, священное, вечное, религия и любовь - вот приманка, которая требуется для того, чтобы возбудить желание попасться на удочку; не на понятие, а на экстаз, не на холодно развёртывающуюся необходимость дела, а на бурное вдохновение должна-де опираться субстанция, чтобы всё шире раскрывать своё богатство" (с).

"Око духа силой вынуждено было направляться на земное и задерживаться на нём; и потребовалось много времени, чтобы ту ясность, которой обладало только сверхземное, внести в туманность и хаотичность, в коих заключался смысл посюстороннего, и придать интерес и значение тому вниманию к действительности как таковой, которая была названа опытом" (с).

"Это довольство получаемым и скупость в даваемом не подобает, однако, науке. Кто ищет только назидания, кто желает окутать туманом земное многообразие своего наличного бытия и мысли и стремится к неопределенному наслаждению этой неопределенной божественностью, пусть сам заботится о том, где его найти; ему не трудно будет найти средство выдумать для себя что-нибудь и носиться с этим. Но философия должна остерегаться желания быть назидательной" (с).

"... форма столь же существенна для сущности как сущность для себя самой..." (с)

"Однако, следуя определению, которое уже Аристотель даёт природе как целесообразной деятельности, цель есть [нечто] непосредственное, покоящееся, неподвижное, которое само движет; таким образом, это - субъект. <...> Осуществленная цель или налично сущее действительное есть движение и развёрнутое становление, но именно этот непокой и есть самость, и она равна названной непосредственности и простоте начала потому, что она есть результат, то, что вернулось в себя" (с).

@темы: книжный червь, чужими словами

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Упражнения в прекрасном.

главная