02:43 

Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
"Это-то движение и называется опытом - движение, в котором непосредственное, не прошедшее через опыт, т.е. абстрактное, - относится ли оно к чувственному бытию или лишь к мысленному простому, - отчуждает себя, а затем из этого отчуждения возвращается в себя, тем самым только теперь проявляется в своей действительности и истине, составляя также достояние сознания" (с).
... Через Гегеля прорываешься как через терновник.
Штайнер на вид проще, но каждую главу перечитываешь в среднем раза по три, и то понимаешь далеко не всё, что хотел бы понять.
Эти авторы похожи очень по сути в своих представлениях о мышлении как таковом.
Сложность в том, что их проживать надо.
Гегеля - потому что слишком абстрактный, Штайнера - потому что иначе зачем?
Иначе текст останется голым текстом, и ты якобы поймёшь его чисто теоретически, но ни на шаг не приблизишься к содержанию.
(Чисто теоретически я могу разобраться в устройстве собственного пианино, вот только зачем? Если я всё равно настраивать его пока не собираюсь?)
Но ты попробуй проживи.

... Когда становится совсем грустно, я еду в Коломенское и пытаюсь рассуждать с ним о том, что же такое мышление.
У нас мало времени, мы не успеваем распутать этот клубок.
Зато успеваем задаться ещё нным количеством вопросов.

Может ли наблюдение быть активным?
Может ли мышление быть пассивным?
Как отграничить сосредоточенное наблюдение от мышления?
Если мы утверждаем, что объект мысли никоим образом не влияет на мыслящего, т.к. мыслящий принимает решение его мыслить, как мы собираемся его познавать? Можно возразить, что мы сначала понаблюдаем, но с объектом мысли должна бы быть какая-то связь всё равно (иначе получится голое рассуждение); а если связь есть, как исключить влияние?
Или же творим эту связь мы сами? И коль скоро так, влияем сами? Или не влияем?
Или не должно быть никакой связи, но тогда как?..
Если мышление - процесс связывания понятий между собой, оно может быть сознательным и несознательным? Но как в таком случае несознательное мышление соотносится с сосредоточенным наблюдением?
Если мысли навязаны мне извне (кто-то ненавидит весь мир, потому что час назад ему в автобусе наступили на ногу; кто-то прочитал текст, его зацепила какая-то идея, и он думает: "О, какая замечательная мысль!" ), моё мышление, по крайней мере, обусловлено. Но может ли мышление быть несвободным? А мысль свободной? Или же мышление, сотканное из мыслей-реакций, - чужое мышление (равно как и эмоции), а своё только то, которое активно?
*Продолжать в вопросы можно долго :) В ответы намного хуже получается*.

Доброй вам ночи)

@темы: чужими словами, под знаком вопроса, кружок по плетению мыслей, в зеркале моих восприятий

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Упражнения в прекрасном.

главная