Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
Недавно в Москве был концерт ансамбля "Солисты барокко".
Ансамбль чудесный; сами они свою деятельность называют игрой в бисер - и как-то, по ощущениям, оно очень к ней близко.
Они не принципиально академичны, они не ищут что-то интересное и малоизвестное, чтобы это сыграть.
Они исследуют - но исследование их не мёртвое, не сухое, а творческое.

Руководитель ансамбля рассказывает о непростых (для неподготовленного слушателя) вещах.
Он словно бы читает лекцию - но эта лекция сплетается в момент речи.
Перед глазами возникает панорама; она про попытку увидеть в отдельных, разрозненных произведениях, в творчестве различных композиторов нить, которая всех бы их так или иначе связывала.
Не через определения, но через тенденции в мире_вообще.

Я не знаю, правильно ли это, но это красиво.
И трогательно - когда, например, рассказывают про лабораторию Бетховена, искавшего - с точки зрения руководителя ансамбля - новые формы путем обработки русских (и далеко не только русских) народных песен.
... И вот исполняются русские народные песни в обработке Бетховена.
Ты ничего не понимаешь ни в том, что он искал, ни в том, что он нашёл (чтобы уметь в понимание, нужно представлять себе творчество Бетховена, а лучше ещё и иметь определённую теоретическую базу) , - но тебе и не нужно пока.
Тебе достаточно изумления: ты ничего не знал про эту его работу.

Красиво звучит виолончель, наверное, здорово исполяется Боккерини (у тебя в этот день настолько плохо с восприятием, что ты выпадаешь), чудесно звучит голос в сочетании с ансамблем.
Но, однако, самыми прекрасными, на мой взгляд, оказываются 4 сказочные картины Шумана в исполнении альта и фортепиано.
Дело не в содержании картин.
Дело в том, как исполнительница видит то, что играет.

Я, бывает, пишу про театр Дождей, сознательно противопоставляя его всем остальным театрам.
Так вот по сути всё то же самое (акцент на душевном уровне, мощь, воздействие на зрителя и прочее, прочее), только на музыкальном языке, заметила я на этом концерте.
... Я не готова ставить знак равенства между тем, что прозвучало, и Шуманом.
Мне всё кажется, что, когда перевешивает исполнитель, перевешивает исполнитель.
Но от этого услышанное не становится менее прекрасным.
Ибо только когда налицо небездушная интерпретация, можно начинать пытаться разглядывать произведение с нетипичных сторон.
Собственно, и произведение в этот момент воплощается.

Славный ансамбль)

@темы: музыкальная шкатулка, кусочки счастья, в зеркале моих восприятий