Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
Сегодня долго разговаривали с Петергофом на тему того, что такое прощение.
И с каких пор оно стало для меня чем-то деструктивным (деструктивным для субъекта, но конструктивным вообще).
И мне пришлось формулировать довольно странные вещи.
Как то: есть что-то, что представляется мне абстрактно_правильным, а наряду с ним - конкретный_бунт внутри меня самой.
Этот бунт, в сущности, никак не связан с абстрактной_правильностью (хотя косвенно он всякий раз направлен против неё).

Бунт кричит: "Я считаю, что человек поступил в отношении меня не лучшим образом. И закрывать на это глаза - равно делать вид, что плохое - это хорошее, я не намерен".
Абстрактная правильность отвечает: "В тебе говорит твоё эго. Тебе нужно научиться любить, и тогда ты поймёшь, что все эти мелкие неприятности ведут к чему-то хорошему".
Бунт усмехается: "Я в курсе всего того, что ты говоришь. Я это учитываю, правда. Но мне кажется, ты становишься излишне абстрактной. У тебя как будто есть стандарты: правильно-неправильно, хорошо-плохо. И исходя из своего видения оных, ты смеешь утверждать: поступать надо так. Загвоздка в том, что там, где царствуют стандарты, никаких поступков совершать не нужно. Там нет проблемы, нет конфликтов. Там не за что прощать, если хочешь. Ибо если внутри не зреет бунт, и прощать нечего".
Абстрактная правильность уточняет: "Таки что? Мы возьмём и меня отменим?"

... Никого отменять мы не станем.
Мы скажем бунту, что он в этой ситуации прав.
Но что именно поэтому мы просим его сделать шаг.
- Предать себя? - тут же уточнит он.
О нет))
Речь идёт не о жертве, не о переступить и т.п.
Речь идёт о том, чтобы простить добровольно.
Принять решение, собраться с духом и сделать.

"То, что ты предлагаешь, - неправильно! - возмутится абстрактная правильность. - Прежде нужно разобраться с бунтом и уже потом что-то решать. Как можно простить из мятежа?"
- Как можно простить из чего-то иного?..
Тебе видится в этом некая деструктивность; она тут представлена.
Но дальше срабатывает автомат: ты почему-то априори считаешь, что деструктивность - это плохо.
Что надо всеми возможными средствами её избегать)
... В этом месте ты спишь, моя дорогая.
Ты боишься признать один простой факт: ты боишься.
Ты цепляешься за определённость как за последнюю уцелевшую мачту в страхе и её тоже потерять.
Тебе спокойнее жить, зная, что мир и созидание - это хорошо, а война и разрушение - плохо.
А, собственно, кто тебе об этом сказал?..

- Но в таком случае, - продолжит абстрактная правильность, - может, и прощать никого не надо?
Не переводи стрелки, дорогая.
Сейчас мы говорим исключительно о том, что не всё, многие годы казавшееся абстрактно правильным, таковым является.
Я просто предлагаю на эту тему порассуждать.
И оставить в покое бунт, которому сейчас в разы тяжелее.
- Почему ему тяжелее? - спросит она, конечно.
Потому что ему нужно сохранить себя, отказавшись от себя.
Это... больно.

*Я, наверное, попробую сформулировать это осмысленнее, но пока пусть будет так*.

***
А завершится этот пост чем-то довольно (для меня) странным.
Позавчера я проснулась среди ночи от ощущения чьего-то присутствия и обнаружила, что в комнате горит свет.
Не очень поняв, что происходит, я встала, выключила его и уснула обратно.
Наутро я подумала: ну, может, я не выключила его ночью (хотя точно выключала)?
Или, может, это просто был сон во сне. В конце концов, такое же бывает...

Прошлой ночью я выключила свет и легла спать.
Проснулась опять где-то под утро и обнаружила, что свет в комнате есть.
Ок. Встала-выключила-уснула.
В таких вещах я не параноик, но хоть сколько-то ясного объяснения произошедшему я пока найти не могу)
Ибо свет так не делает ни днём, ни в моё отсутствие.
Загадка)

@темы: распорядок жизни в коммуналке, кружок по плетению мыслей, в зеркале моих восприятий