Хэтта
Следуй за белым кроликом (с).
"Никто и ничто сегодня не находится на своем надлежащем месте. Люди не признают более никакого подлинно духовного авторитета на собственно духовном уровне и никакой законной власти на уровне временном и "светском". Профаническое считает себя вправе оценивать Сакральное, вплоть до того, что позволяет оспаривать его качество или даже отрицать его вовсе. Низшее судит о высшем, невежество оценивает мудрость, заблуждение господствует над истиной, человеческое вытесняет божественное, земля ставит себя выше неба, индивидуальное устанавливает меру вещей и претендует на диктовку Вселенной ее законов, целиком и полностью выведенных из относительного и преходящего рассудка. "Горе вам, слепые поводыри!" - гласит Евангелие. И в самом деле, сегодня повсюду мы видим лишь слепых поводырей, ведущих за собой слепое стадо. И совершенно очевидно, что, если эта процессия не будет вовремя остановлена, и те и другие с неизбежностью свалятся в пропасть, где они все вместе безвозвратно погибнут" (с).

Генон говорит жестко; современная реальность, на мой взгляд, заслуживает ещё более резкой оценки.
И всё-таки кое-что мы пока в состоянии этому противопоставить.
... По будним дням в монастыре подчас бывает очень мало народу. Настолько мало, что свечей не хватает. Одни догорают - а новые зажечь некому.
И, однако, служба идёт.
И люди стоят, и молятся, и происходящее настолько глубоко и одновременно тихо, что кажется неважным, 200 человек в храме или 20.

"ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".
Я стараюсь лишний раз не говорить о том, что происходит во время богослужений, потому что в приведенной цитате всё уже выражено.
Это "всё" намного больше того, что сама я в состоянии воспринять и - тем паче - сформулировать.
Это "всё" не требует объяснений - потому что тот, кто с ним сталкивался, и так понимает, о чём идёт речь; а кто не сталкивался, не поймёт, пока не столкнётся душой.
Кощунственно облекать его в рассудочные формы; неминуемо включается рассудок - высунув язык, бежит индивидуальное. Вдруг появляются какие-то рамки, оценки...
А их ведь нет и не может быть в этой сфере. Так тесны, так эфемерны они для неё!..

Мне не грустно, когда из 20 человек прихожан - 5.
Мне радостно оттого, что есть эти 5.
И оттого, что, даже не будь 5-ти, происходящее не утратит своей реальности.

В середине 20 века блаженная Матрона утешала свою подругу, говоря, что церкви во множестве взрываются, и иконы сжигаются, потому что грядут времена, когда некому будет служить во всех этих многочисленных московских церквях.
Пришли ли эти времена или только ожидаются?
Подозреваю, что второе.
Но как бы там ни было, благостно ощущать, что есть пока защитники в нашей земле.
Как бы их ни попирали, сколько бы негативных волн ни лилось в их адрес (в т.ч. и от нас, прихожан) - они продолжают своё тихое, безвестное служение.
Изо дня в день, ничего ни от кого не ожидая, ничего ни от кого не требуя.

Есть точка зрения, в соответствии с которой то, что наиболее уничижается в глазах общества, то, что для всех повод исключительно для критики, истинно.
Потому что силы, которые вызывают подобное отношение, не выносят соседства с истиной и стремятся - коль скоро им не удаётся её уничтожить - хотя бы затоптать.
У меня недостаточно опыта для того, чтобы осмеливаться соглашаться или же не соглашаться с таким утверждением.
Однако земле Русской всё ещё есть, чем ответить Генону.
И мало что меня радует так, как этот факт.

@темы: чужими словами, в зеркале моих восприятий